Китай и Индия делят Луну и Марс

Аппарат «Чанъэ-3», на борту которого находится луноход «Юйту» («Нефритовый заяц»), стартовал с расположенного в юго-западной китайской провинции Сычуань космодрома Сичан в ночь на понедельник. В двухнедельный срок луноход должен высадиться на поверхности спутника Земли в Заливе Радуги, взять пробы грунта, провести разведку полезных ископаемых и другие исследования. «Чанъэ-3» носит имя китайской богини Луны, а луноход «Юйту» - имя ее питомца, нефритового зайца.

Отправка в космос первого китайского лунохода произошла через шесть лет после того, как в 2007 году КНР сделала первый шаг в освоении Луны, выведя на ее орбиту аппарат «Чанъэ-1», предназначенный для проведения фотосъемки лунной поверхности. Следующим после запуска лунохода этапом, как ожидается, должна стать отправка на Луну китайского астронавта, которая, по некоторым оценкам, может произойти после 2020 года.

Запустив в космос луноход «Юйту», КНР стала третьей страной в мире после США и СССР, направившей на поверхность спутника Земли свой летательный аппарат. До вчерашнего запуска последняя космическая миссия на Луну была предпринята в 1976 году, когда на ее поверхности побывала советская «Луна-24».

Запуск лунохода, широко освещавшийся ведущими китайскими СМИ, был воспринят в Пекине как еще одно доказательство превращения КНР в глобальную державу, способную в перспективе потеснить США не только в экономике и торговле, но и в космической отрасли. «Прорыв в космос станет частью китайской мечты национального возрождения»,- заявил директор пускового центра Чжан Чжэньчжун. Примечательно, что тезис о «великой китайской мечте» стал ключевым в программе нового руководства страны во главе с председателем КНР Си Цзиньпином.

По-прежнему отставая в космической отрасли от США и России, за последние два десятилетия Пекин вложил в освоение космоса около $6 млрд, что позволило ему совершить рывок и выйти в мировой космической гонке на третье место.

Сообщение о запуске лунохода «Юйту» практически совпало с новостью о реализуемом в Азии другом амбициозном космическом объекте. Запущенный Индией в начале ноября космический зонд «Мангальян», предназначенный для исследования поверхности Марса, в ночь на воскресенье покинул земную орбиту и вышел на траекторию полета к Красной планете. Зонд, который должен преодолеть 680 млн км, выйдет на марсианскую орбиту в сентябре будущего года.

В случае успеха марсианской миссии Индия станет первой державой в Азии, которая присоединится к мировому клубу исследователей Марса (сейчас в него входят США, Россия и Европейское космическое агентство). Примечательно, что Китай пытался осуществить аналогичный проект в 2011 году, однако потерпел неудачу. Таким образом, отставая от Китая в развитии космической отрасли в целом, Индия опережает своего азиатского конкурента в реализации марсианского проекта.

По мере снижения интереса к реализации новых амбициозных проектов со стороны США и России, мировая космическая гонка усилиями Китая и Индия перемещается в Азию. Всплеск интереса к развитию космических программ обусловлен не только нуждами бурно развивающихся азиатских экономик, но и задачами утверждения своего нового глобального статуса. «Это вопросы не только науки и техники, но и большой политики. Ведь в конечном счете речь идет о национальном престиже»,- заявила «Ъ» эксперт базирующегося в Дели Observer Research Foundation Раджешвари Раджагопалан.

По мнению госпожи Раджагопалан, хотя между «лунной миссией» Китая и «марсианской миссией» Индии нет прямой связи, их необходимо рассматривать в общем контексте обостряющейся конкуренции двух ведущих держав Азии, все больше затрагивающей и космическую отрасль.

Еще одним результатом этого соперничества может стать будущее перераспределение многомиллиардного мирового рынка космических технологий и услуг в пользу ведущих азиатских игроков. Стоимость индийского марсианского проекта составила $72 млн, что в шесть-семь раз дешевле аналогичных проектов NASA, напомнила «Ъ» Раджешвари Раджагопалан. По мнению эксперта, это еще один фактор, способствующий перемещению мировой космической гонки в Азию.

Сергей Ъ-Строкань